понедельник, 8 сентября 2008 г.

Интервью

Игорь Ашманов, хорошо известная фигура в русскоязычной сети, прежде всего благодаря Правилам Ашманова и недавно вышедшей книге Жизнь внутри пузыря, где в художественном виде описано несколько лет жизни компании Рамблер. Рекомендую также посмотреть его доклад на РИТ-2007. Игорь Станиславович дал небольшое интервью для developers.org.ua.

В вашей биографии на Еже написано, что вы 17 лет работали над искуственным интеллектом. Почему выбрали именно ИИ? Может вы как Кристобаль Хунта, интересовались задачами не имеющими решения? :)

Уже, наверно, 20 лет.

Да нет, я просто попал после Мехмата в Отдел Искусственного интеллекта Вычислительного Центра АН СССР. Так вышло. А там вокруг всё просто кипело этим искусственным интеллектом и вообще программированием всего нового. В соседней комнате Пажитнов делал Тетрис, дальше по коридору распознавали речь, ещё дальше – делали Aidstest, на втором этаже делали Лексикон и Мастер, драйвер кириллицы Бета и первый электронный словарь Джинн. Вообще многое делали впервые в стране. У нас в секторе был запущен проект «Система общения на естественном языке», который потом (за невозможностью выполнить заявленную задачу) преобразовался в проверку правописания ОРФО. Вот в нём я и научился разработке ПО в области ИИ, за что спасибо Олегу Григорьеву, автору идеи и первому руководителю проекта.

За 20 лет профессиональной деятельности, какие проекты были наиболее интересные? Насколько легко было вообще совмещать финансовую выгоду и профессиональный рост?

Да много: Грамматический корректор ОРФО, словарь МультиЛекс, поисковик Следопыт, портал Рамблер, антиспам Спамтест, сейчас целый пучок интересных проектов, поисковые решения, распознавание темы вебстраниц (для рекламных и поисковых целей), виртуальные собеседники в Наносемантике (та самая система общения на ЕЯ), социальный поисковик Флексум, Новотека и её обменная сеть, много всего интересного.

Совмещать финансовую выгоду и интересные проекты мы никогда толком не умели, в отличие от более прагматичных стартапщиков Кремниевой долины, например. Можно сказать, что развлекались и развлекаемся за средства компании. К счастью, компания своя, и пока, слава Богу, прибыльная.

С другой стороны, я заметил, что любая нормальная компания, если не разваливается и нормально развивается, растёт примерно по экспоненте. Обычно с основанием 2, то есть на 100% в год. Я со своей женой Натальей сравнивал доходы АиП и Лаборатории Касперского по годам, со сдвигом на 7-8 лет, у нас пока в точности тот же самый рост, что был у неё в Лаборатории Касперского, просто я начал очередную компанию в 2001 году, а она начала развивать бизнес в 1994. Так что если простоишь на рынке 10 лет, не сдохнешь,то вырастешь в 1024 раза.

Насколько легким/естественным был для вас переход от технаря-инжерера в менеджмент? Все знают, что большинство программистов предпочитают общаться с компьютерами, а не с людьми.

Я очень быстро превратился в менеджера. Ведь если ты можешь и хочешь быть менеджером, то тебя быстро выталкивает наверх. Менеджеров не хватает. Так что я ничего серьёзного сам не программировал уже года так с 1993. Только писал ТЗ.

Недавно у нас сайте была бурная дискуссия об аутизме программистов и популярный ответ был “это не наши проблемы”. Как вы думаете, действительно ли программисты требуют “особого” подхода или это миф? Есть ли у вас какие-то секреты эффективного общения?

А кто ответил «это не наши проблемы»? Программисты? А, ну тогда всё нормально.

Да, программисты требуют особого подхода. В принципе, все люди и категории работников требуют индивидуального подхода. У программистов как раз есть некоторые общие качества, что облегчает общение с ними, если знаешь.

Секретов никаких особенных рассказать не могу (ну то есть уже рассказал в шуточной форме, что смог, в «Правилах Ашманова»), просто я в этой среде с 1983 года, 25 лет, вышел из разработчиков, так что я там относительно свой, разговариваю более или менее на одном языке. Ну и интересы у нас совпадают – любим делать разные интересные работающие штуки

В вашем интервью Компьютерре журналист сравнивал обстановку в Рамблере с НИИЧАВО. Насколько это близко к правде? И насколько интересно на НИИЧАВО похожа обстановка вообще в технологических компаниях, типа “Ашманов и партнеры”?

Нет, это было не про Рамблер, а про ВЦ АН СССР. У нас в компании действительно есть некоторое сходство, мы очень любим всякие красивые проекты и захватывающие идеи, часто это противоречит бизнесу, потому что ресурсы ограничены. Основное искусство менеджера – это умение закрывать проекты.

Насколько я понимаю, компания “Ашманов и партнеры” сейчас более чем успешна. Что было предопределяющим фактором? Люди, удачи, связи, время, что-то другое?

Нет, просто успешна. Ничего особенного. Всё всегда определяют люди. А время просто движет экспоненту, которую они создают и поддерживают.

В том же интервью вы сказали, что ОС “[должны писать] как минимум, кандидаты наук, а лучше доктора по математике или этой самой программистской науке.” А как же пример Linux? С другой стороны, Oberon \ MINIX, которые так и остались академическими игрушками.

Мне кажется, главное – это то, что Линукс был всё-таки основан на Юниксе, основные плодотворные идеи были уже придуманы в той самой академической среде.

Насколько вообще востребованы к.т.н. и доктора наук в софтверных компаниях? Их ниша — сугубо R&D или они могут эффективно работать и с прикладными задачами?

У нас на 100 с лишним человек их человек пятнадцать. Хотелось бы больше. Кандидатская – не гарантия умения думать, и уж тем более умения давать коммерческий результат вовремя, но это некий показатель того, что человек хотя бы один сложный проект в своей жизни сумел завершить. У нас эти кандидаты наук думать умеют, а работают в реальных проектах, освобождённых аналитиков – всего двое, они в самом деле кандидаты физмат. наук. Докторов наук у нас нет, их изредка мне приходилось привлекать на разовые работы.

На вашей еже-страничке внушительный список проектов, 7 из них — совсем “молодые”. Можно сказать, что это “стартапы”?

Ну да, внутренние такие стартапы.

Слово «стартап» сейчас очень популярно, кажется все вокруг либо стартап создают, либо планируют в ближайшем будущем. Как вы думаете, это долгосрочная тенденция или просто мода, которая быстро пройдет?

Я думаю, это не пройдёт в том смысле, что новые проекты будут создаваться и во всё большем количестве. А вот приживётся ли у нас технологическая цепочка создания стартапов, с бизнес-ангелами, венчурными капиталистами, финальным выходом на биржу – не знаю. Не факт, что эта модель переносима на нашу почву. Американцы сильно дальше ушли в развитии схем венчурного финансирования, там больше денег, больше людей со свободным временем, они лучше умеют втюхивать сделанное и т.п. По-моему, и мозги у нас иначе устроены.

Какие факторы влияют на успех стартапа? Есть ли какие-то “черные метки”, которые с большой вероятностью предопределяют провал?

Фактор ровно один – качество людей. Причём важно не только качество команды стартапа, но и качество инвестора. Пока очень часто у нас и то, и другое – самодеятельность.

Главная чёрная метка стартапа – это пиар на этапе разработки. Настоящие стартапы растут молча, и очень нервничают относительно качества продукта, сроков релиза и т.п. А плохие стартапы сразу начинают кричать о себе, нервничают относительно видимости в прессе и следующих раундов инвестиций, а функциональность отстаёт. Ну, это очевидно.

Есть ещё одна довольно верная чёрная метка – непрофессиональный инвестор из другой отрасли. Он рано или поздно начнёт каждый день выкапывать картошку, чтобы посмотреть, проросла или нет. Потому что никогда не выращивал такой картошки. Ну, а потом закроет денежный кран. Ну и команда часто начинает просто с «классной» идеи, без понимания, кому она нужна за пределами их мозгового штурма.

Надо понимать, что когда креатив попёр, можно придумать множество классных красивых идей, которые будут нежизнеспособны. А память о состоянии эйфории от совместного креатива (а это действительно заводит) не даст этого осознать достаточно долго.

Впрочем, когда у стартапа точно посчитано, сколько у него будет клиентов в августе третьего года проекта, это тоже подозрительно. Стартап обычно делает несколько довольно сильных виляний в первые 2-3 года, предсказать их обычно невозможно.

Какие ниши для интернет-проектов сейчас выглядят привлекательно для небольших команд/компаний?

Не знаю. Я такие советы давать опасаюсь. Куда лучше не соваться – могу сказать, да и то потом кто-то скажет, что я ему сбил кураж и зарезал проект всей его жизни. Социальные сети (массовые, горизонтальные) – вот куда лично я бы сейчас не совался. Хотя в профессиональные, вертикальные социальные сети ещё можно соваться. Я бы пошёл в поисковую отрасль, в машинный перевод, но это всё крайне трудоёмкие, сложные технически изделия. Нет, не могу советовать, это слишком рискованно.

Понимаете, чем больше расширяется круг уже сделанного, тем шире разрывы в периметре, тем БОЛЬШЕ несделанного. Так что когда кто-то делает совершенно очевидную популярную вещь, то смотришь и думаешь «ух ты, это ж очевидно, а разве это не было сделано раньше?» . Оказывается, нет.

И последний вопрос. Даже не вопрос, а скорее обращение за советом :) Поделитесь секретом, как вам удается мотивировать людей, чтобы они работали в вашей компании и/или не уходили из нее. И работа была в удовольствие.

Что касается мотивации, то для правильной мотивации программистов достаточно понимать, что они относятся к работе как авторы и мотивы у них авторские.

То есть им нужна приличная зарплата (даже не обязательно самая большая по отрасли), интересная работа и возможность чувствовать себя автором (то есть придумывать разные штуки, получать признание и ставить своё имя).

Людям постарше и менеджерам нужна также фиксация достижений – то есть участие в прибылях (скажем, %% от продаж) и доля (опцион или акции).

И всем, кто занят в разработке, нужна впечатляющая, захватывающая, интересная задача и атмосфера равного сотрудничества.

В общем, чем-то это похоже на собирание спортивной команды.

Если эту захватывающую атмосферу и признание заслуг обеспечить, то сильные люди будут в компанию приходить и оставаться.

Известный бренд сильно помогает в этом смысле, поэтому Яндексу и Гуглу легче нанимать людей.

Да, ну и питание в офисе, конечно. Булки и кофе – это приоритет номер 1.

Комментариев нет: